Оазис и Очарование 

Во все времена главной отличительной особенностью океанских лайнеров была их величина. Пожалуй, ни одно творение рук человеческих не приковывало к себе столько внимания, как гигантский корабль. Поэтому свой рассказ мы начнем с описания самых больших пассажирских кораблей в мире. 

 

Встречайте класс крупнейших круизных лайнеров – Oasis. Это название класс получил от имени своего первенца Oasis of the Seas, введенного в эксплуатацию в 2009-м году. На тот момент Oasis of the Seas был крупнейшим пассажирским кораблем в мире. По своим размерам он превзошел спущенный на воду в 2008-м году круизный лайнер класса Freedom Independence of the Seas. Длина нового судна составила 361 метр. Эта длина приблизительно соответствует пяти крупнейшим в мире авиалайнерам Airbus A380, выстроенным в один ряд. Ширина

Рекомендуем к чтению:

    Белок, тормозящий активность мозга, продлил людям жизнь

    Сегодня, 08:18

    5 минут

«Оазиса морей» больше 60 метров, а его высота – 72 метра. Для сравнения: длина легендарного «Титаника» равнялась 269 метрам, ширина составляла 28 метров, а высота – 53 метра. Водоизмещение кораблей класса Oasis составляет 225 282 тыс. тонн. На момент своего рождения Oasis of the Seas мог похвастаться не только самыми большими размерами, но и наибольшей вместимостью среди всех существующих круизных судов. Корабль может взять на борт 6400 пассажиров, а экипаж судна составляет 2100 человек. В это число входят официанты, аниматоры, стюарды и, естественно, технический персонал. 

Лайнер Oasis of the Seas / ©Getty

 

Заказчиком лайнера-гиганта была американо-норвежская компания Royal Caribbean Cruises. Строился корабль в Финляндии, на верфи предприятия STX Finland, входящего в состав норвежской компании STX Europe. Свой первый круиз гигант совершил в конце 2009-го года. 

 

На момент введения в эксплуатацию печально известный «Титаник» был крупнейшим в мире круизным судном. Его водоизмещение превышало 52 тысячи тонн. Корабль мог взять на борт до 2556 пассажиров, а его экипаж составлял 908 человек. Во время катастрофы на борту находились 1316 пассажиров и 891 член экипажа. Лишь 705 пассажирам и членам экипажа удалось спастись.

 

«Оазис морей» имеет три больших и четыре малых гребных винта. Диаметр главных винтов превышает шесть метров. Совокупная мощность двигателей составляет 132 тыс. л.с., благодаря чему судно может развивать скорость до 22 узлов (41 км/ч). 

 

А еще этот корабль – самый настоящий курорт. На его борту пассажиры могут найти улицы, которые даже имеют свои имена. Например, существует улица с названием Royal Promenade. На судне есть Центральный парк и множество скверов. На борту «Оазиса морей» вообще можно найти буквально все: от баров и ресторанов до часовни, от ночного клуба и тату-салона до театра и амфитеатра, от ледового катка до джакузи. Создатели корабля уделили много внимания спортивным развлечениям. Любители экстремального отдыха даже смогут попрактиковаться в серфинге, для этого на борту есть специальные бассейны. Комфорту пассажиров уделено особое внимание. Многие каюты расположены таким образом, чтобы из них открывался вид на Центральный парк или другие достопримечательности судна. Всего на корабле 2700 кают и 28 люксовых номеров. 

 

Центральный парк лайнера Oasis of the Seas / ©Flickr

 

Но пальма первенства среди крупнейших пассажирских кораблей принадлежит другому судну. Самым большим круизным лайнером на сегодняшний день считается не Oasis of the Seas, а его брат-близнец – Allure of the Seas. Этот корабль стал вторым круизным лайнером класса Oasis, он был спущен на воду в 2009-м и введен в эксплуатацию через год. Длина корпуса нового судна составляет 362 метра, против 361 с лишним у его собрата. Примечательно, что Allure of the Seas оказался всего на пять сантиметров длиннее Oasis of the Seas, но этого оказалось вполне достаточно для признания нового мирового рекорда. 

Лайнеры Oasis of the Seas и его брат-близнец – Allure of the Seas / ©Alamy

 

Визуально и по своим техническим характеристикам эти суда практически идентичны. Но есть и различия. Во избежание повреждений при столкновении с волнами Allure of the Seas снабдили дополнительными обтекателями, а спасательные шлюпки «Очарования морей» (англ. «allure» – очарование) крепятся ближе к задней части корпуса. Между кораблями существуют и отличия планировки. В частности, Allure of the Seas может похвастать еще большим количеством ресторанов (на Oasis of the Seas их двадцать) и наличием 3D-кинотеатра. 

 

Несмотря на то, что Allure of the Seas является крупнейшим в мире пассажирским судном, звание самого большого корабля в истории принадлежит не ему. Длина супертанкера Knock Nevis составила 458 метров, ширина– 68. Таким образом, Knock Nevis стал самым большим из всех когда-либо построенных кораблей. Танкер был введен в эксплуатацию в далеком 1976 году, а утилизирован в 2010.

 

Основной контингент пассажиров круизных судов – семьи с детьми. Поэтому на борту кораблей класса Oasis повышенное внимание уделяется развлечениям для маленьких путешественников. Существуют различные программы для детей от шести месяцев до семнадцати лет. Крестной матерью Allure of the Seas стала принцесса Фиона – персонаж из популярного мультфильма «Шрек». На борту Oasis of the Seas и Allure of the Seas также устраиваются театрализованные представления с участием известных мультипликационных героев. Оба корабля располагают детскими садиками, аквапарками, детскими дискотеками и множеством аттракционов. 

 

Лайнер Allure of the Seas / ©Alamy/NS

 

Королева Мария 

Рассказ о современных круизных лайнерах был бы неполон без описания Queen Mary 2 – одного из самых невероятных кораблей в мире. Подобно своему далекому прародителю RMS Queen Mary, новый лайнер стал настоящим символом своей эпохи. Наружность Queen Mary 2 контрастирует с внешним видом всех круизных лайнеров современности. Корабль удивительным образом сочетает в себе стилистику первой половины XX века и технологический прогресс XXI. Визуально Queen Mary 2 чем-то напоминает легендарные круизные лайнеры далекого прошлого, в то же время корабль вобрал в себя все технологические достижения современности. Каждое путешествие этого судна становится своего рода событием мирового уровня. 

Queen Mary 2 был построен в 2004-м году. На тот момент корабль стал крупнейшим в истории круизным лайнером, обойдя судно класса Voyager «Navigator of the Seas». Длина Queen Mary 2 составила 345 метров, ширина – 45, а высота – 72 метра. Судно может взять на борт 2620 пассажиров, а его экипаж составляет 1253 человека. Корабль способен развивать скорость до 30 узлов (56 км/ч) и является самым быстрым круизным лайнером в мире. Конструкция Queen Mary 2 позволяет осуществлять рейсы при полной загрузке и при любых погодных условиях. 

 

В 2007 году Queen Mary 2 вошел в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый крупный из кораблей, совершивших кругосветное путешествие. Весь круиз занял восемьдесят один день. На борту судна находилось 500 пассажиров.

Корабль был построен на французской судоверфи Chantiers de l’Atlantique и эксплуатируется британской компанией Cunard Line. Крестной матерью судна стала сама королева Великобритании Елизавета II. 

В отличие от подавляющего большинства других круизных лайнеров, на Queen Mary 2 существует понятие класса: премиум или люкс. Главная особенность кают корабля– изысканность интерьера, напоминающая о золотом веке трансатлантических путешествий. На борту судна путешественники могут найти все, что только душа пожелает. Помимо прочего, Queen Mary 2 может похвастаться выставкой произведений искусств, планетарием и бальным залом. 

 

Лайнер Queen Mary 2 / ©Getty

 

Корабли будущего 

В это сложно поверить, но в будущем мир могут увидеть пассажирские корабли такого размера, что даже крупнейший круизный лайнер современности покажется прогулочным катером. Большинство из этих судов – всего-навсего проекты далекого будущего и нет никаких гарантий их реализации. Но с наиболее интересными концептами можно ознакомиться уже сегодня. 

Одним из самых амбициозных проектов нашего времени стал корабль, получивший условное обозначение Pinnacle. Его презентация состоялась в Италии в 2009-м году на судоверфи Fincantieri. Итальянские разработчики поставили перед собой непростую задачу – построить крупнейшее пассажирское судно в истории. По своим размерам Pinnacle должен намного превзойти самый большой из ныне существующих круизных лайнеров – Allure of the Seas. На сегодняшний день сколько-нибудь конкретной информации о новом корабле практически нет. Известно, что вместимость судна должна составить приблизительно восемь тысяч человек. Разработчики планируют, что их корабль будет не только самым большим, но и самым революционным с технологической точки зрения. В частности, для перемещения пассажиров по кораблю предполагается использовать подвесной монорельс. Еще одной особенностью судна будет палуба огромных размеров, получившая название «Променад». Прямо посреди «Променада» планируется сделать большой бассейн со стеклянной крышей. А еще здесь разместятся парк, зоны отдыха и торговая инфраструктура. Разработчики пока не раскрыли всех деталей проекта. Возможно, по мере реализации концепт ждут серьезные изменения и доработки. Можно быть полностью уверенным лишь в одном – если задумку удастся реализовать, то это судно будет соответствовать требованиям наиболее искушенной публики. 

Но судьба Pinnacle обещает быть непростой: проект появился на свет в ненужное время в ненужном месте. Как известно, Италия стала одной из стран Европы, по которым наиболее сильно ударил кризис еврозоны. С большой долей вероятности экономические трудности скажутся и на планах судостроителей. 

Если Pinnacle в недалеком будущем имеет все шансы стать самым крупным пассажирским кораблем, то EOSEAS – самым инновационным. В наше время все чаще можно услышать призывы к борьбе за сохранение окружающей среды. Не стала исключением и сфера судостроения. В рамках программы создания «экологически чистых» кораблей ECORIZON компания STX Europe предложила свое виденье круизного лайнера будущего. Проект получил рабочее название EOSEAS, а его презентация состоялась все в том же 2009-м году. 

 

Программа создания кораблей будущего ECORIZON предполагает работу по пяти основным направлениям: уменьшение вредных выбросов в атмосферу, повторное использование утилизированной воды, утилизация отходов, экономия энергии и дизайнерская концепция.

 

Проект лайнера EOSEAS / © EOSEAS

Чем запомнится новый корабль? Прежде всего, своей внешностью. EOSEAS представляет собой гигантский пятимачтовый парусник, длиной 305 метров и шириной – 60. Высота мачт будет достигать 100 метров. EOSEAS сможет брать на борт 3311 пассажиров, экипаж составит 555 человек, количество кают– 1403. Создатели проекта утверждают, что двигаться корабль будет с помощью энергии ветра. Неужели такое возможно? 

 

Предполагается, что EOSEAS будет построен по схеме «пентамаран». Такая схема предполагает пять параллельных корпусов, соединенных в верхней части судна. В сравнении с кораблями, построенными по классическим схемам, пентамараны обладают лучшей устойчивостью и большей скоростью.

За комментарием по этому вопросу мы обратились к декану факультета кораблестроения Одесского Национального Морского Университета профессору Александру Ляшенко: «В наше время строительство круизных судов является одним из приоритетных направлений в судостроении. Если же говорить об альтернативных источниках энергии, то в будущем широкое распространение может получить парусное вооружение (имеется в виду оснастка корабля, паруса и пр. – прим. авт.). Это лично мое мнение. Впрочем, если речь идет о крупнотоннажных круизных лайнерах, решение использовать парусное вооружение видится не столь однозначным. Во всяком случае, реализация такого проекта будет затеей чрезвычайно сложной». 

 

Судно, построенное по схеме “пентемаран” (фантазия художника) / ©DeviantArt

Создатели EOSEAS предусмотрели и запасные варианты того, как можно заставить корабль двигаться, не нанося вреда окружающей среде. По замыслу разработчиков EOSEAS по мере необходимости сможет производить энергию сам. В центре судна предполагается смонтировать нечто наподобие энергоустановки, генерирующей электроэнергию или другие виды энергии. Предполагается, что корабль также сможет использовать солнечную энергию. Для этого на борту EOSEAS будет установлено до одной тысячи квадратных метров различных фотоэлементов. В качестве топлива разработчики также надеются использовать газ, выделяемый из отходов. В сравнении с уже существующими круизными лайнерами, создатели EOSEAS надеются уменьшить расход энергии на 50%. 

Несмотря на это, даже если концепт EOSEAS воплотится в жизнь, в отдаленной перспективе он рискует показаться лишь заурядным круизным лайнером. Всему виной проект, получивший обозначение Freedom Ship. «Корабль свободы» – самая амбициозная идея в судостроении всех времен и народов. По замыслу разработчиков, длина судна должна составить 1395 метров, а ширина – 203 (!) метра. В движение корабль будут приводить десятки гребных винтов. 

 

Проект Freedom Ship / ©Freedom Ship

Проектирование судна ведется под руководством американского предпринимателя Нормана Никсона. Freedom Ship – не просто круизное судно, более 40 тысяч человек будут проживать на его борту постоянно. В сутки корабль будет принимать до 30 тысяч гостей, а его экипаж составит 20 тысяч человек. Верхняя палуба представляет собой один большой аэродром, способный разместить около двадцати пассажирских самолетов. Как несложно догадаться, размеры Freedom Ship не позволят ему войти ни в один из действующих портов. Весь свой эксплуатационный срок Freedom Ship будет находиться в движении, совершая один кругосветный круиз за другим. Строительство судна тоже предполагается осуществлять непосредственно на воде. 

 

Несмотря на то, что Freedom Ship не будет иметь порта приписки, по замыслу разработчиков судно будет нести флаг одной из стран. Также создатели уверяют, что не планируют создание на борту Freedom Ship отдельного государства.

 

Проект Freedom Ship / ©Freedom Ship

По замыслу создателей, астрономическая цена проекта должна будет окупиться за счет продажи на судне жилья. При этом стоимость квартир будет сопоставима со стоимостью пентхаусов в крупнейших мегаполисах. Как бы там ни было, на сегодняшний день Freedom Ship представляет собой всего лишь проект. Сложно себе представить, что в наше время инвесторы будут вкладывать в него серьезные средства. А в будущем возможно все. 
 

Источник: naked-science.ru