Суд по делам о банкротстве США одобрил прошение Chesapeake Energy о защите. Теперь компания переходит под контроль кредиторов, которые обещают предоставить ей дополнительное финансирование для продолжения деятельности. Но удастся ли Chesapeake избежать поглощения более успешными и эффективными игроками отрасли – большой вопрос. Шанс на это ей дает рост спроса на американский СПГ и общая активизация сланцевой отрасли. Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для ИА REX.

Chesapeake Energy – второй по величине производитель природного газа в США, — подал в суд в поисках защиты от кредиторов в июне прошлого года. Его к этому вынудили требования кредиторов, недовольных неспособностью компании обслуживать свои долги в связи с падением спроса и цен, вызванных пандемией коронавируса. Глава 11 Кодекса о банкротстве США в таких случаях предусматривает специальную процедуру, позволяющую компании продолжать деятельность.

Инвесторы, поддержавшие реструктуризацию, вложат в Chesapeake дополнительно $3 млрд. Также будет реструктурирована задолженность на общую сумму $7 млрд. Взамен компания должна сократить свои расходы на переработку газа и эксплуатацию трубопроводов на $1,7 млрд.

С планом были согласны не все – ряд кредиторов утверждал, что Chesapeake Energy уже была банкротом в момент, когда обратилась в суд за защитой. Однако время подтвердило правоту тех, кто верил в будущее компании: как отметил судья в ходе слушания дела, рост цен на энергоносители и спроса на американский сжиженный природный газ (СПГ) уже подняли стоимость Chesapeake до $5,13 млрд.

Сегодня американская СПГ-отрасль находится на подъеме. Цена сжиженного газа на азиатских рынках выросла с $2/1 млн БТЕ весной до более чем $12/1 млн БТЕ в январе. При этом на американском хабе Henry Hub стоимость сырья составляет $2,6/1 млн БТЕ. На этом фоне аналитики ожидают, что поставленный в ноябре рекорд по экспорту американского СПГ (266 млн кубометров в эквиваленте) будет снова побит.

Все это дает Chesapeake шансы надеяться на успешный выход из кризиса. Это, однако, не означает, что компании удастся сохраниться в прежнем виде. Волна банкротств в американской сланцевой отрасли, вызванная коронакризисом, стала триггером настоящей эпидемии слияний и поглощений. Осенью было объявлено сразу о трех крупных подобных сделках: Devon Energy Corp. приобрела WPX Energy Inc. за $2,56 млрд, ConocoPhillips объявила о покупке Concho Resources Inc. за $9,7 млрд, Parsley Energy Inc. поглотила Pioneer Natural Resources Co. за $4,5 млрд.

Не исключено, что подобная участь ждет и Chesapeake Energy. Сланцевая отрасль критически зависит от заемного финансирования. Это дает большое преимущество тем игрокам, кто сумел в кризис сохранить инвестиционный рейтинг и, как следствие, возможность получать относительно недорогие кредиты, в то время как облигации их менее успешных соперников стремительно приобретали статус «мусорных». Первые получали возможность относительно дешево увеличить свои активы, а вторые уходили с рынка, что делало структуру американской сланцевой отрасли более конкурентоспособной.

В связи с подорожанием нефти все чаще слышно, что новый сланцевый бум не за горами. По данным нефтесервисной компании Baker Hughes, за неделю, завершившуюся 8 января, число буровых установок увеличилось на 9 единиц и достигло 360. Это все еще заметно меньше, чем 421 установка, которая работала в это же время год назад, однако обращает на себя внимание тот факт, что рост происходит седьмую неделю подряд.

Перейдет ли количество в качество, то есть в число завершенных скважин и прирост добычи нефти, зависит от того, насколько устойчивой окажется ситуация с ценами на нефть. Понятно, что вкладываться в долгосрочный проект только потому, что котировки продержатся в районе $55 в течение нескольких недель, никто не будет. А вот если это продлится хотя бы полгода, у производителей появится стимул запускать процесс добычи, что сможет существенно повлиять на баланс спроса и предложения. Уже сейчас Управление энергетической информации США, базируясь на этих данных, предсказывает сохранение добычи на текущем уровне в 2021 году и рост на 3,5% (до 11,49 млн барр./сут.) в следующем.

Источник: iarex.ru